5 причин: «Я не хочу делать сам!»

Опубликовано: 30.09.2018

видео 5 причин: «Я не хочу делать сам!»

Пророк, которому позавидовал сам Ангел смерти

Уверена, что Новогодние праздники прошли у вас на ура! Нас погодка побаловала снежком и морозами – в воздухе ощущалось присутствие волшебного чуда. Дочка моя впервые в этом году одна (!) в свои 6 г. и 4 мес. в составе детской группы ездила на Рождество Христово выступать в церкви в другом городе по соседству. Там они пели рождественские песенки и рассказывали стихи. Прошло все по ее словам замечательно!



Мы потихоньку включаемся в рабочий ритм. В конце января у меня предстоит повторная поездка в Питер на настройки после майской операции.

Потом в феврале проведем третий поток по тренингу “Как преодолеть капризы у ребенка”. Регистрацию открою чуть позже.


НЕ ЗАВОДИТЕ ВРАНОВЫХ ПТИЦ!!!

Сегодня публикую ответ на вопрос, который поступил во время опроса в декабре:

Малыш дома ничего не желает делать сам. Мама кормит, мама одевает-раздевает, мама укладывает спать. Он даже спать один не желает, ложится с родителями Правда игрушки за собой убирает сам и кое-что по хозяйству делает с удовольствием. Подозреваю, что в этих делах он видит определенную форму игры. Причем в детском саду все прекрасно получается, все делает. Малыш говорит, что в саду все нравится, только кушать и раздеваться приходится самому. Мальчику 3 года 4 месяца. Может для такого возраста это и не проблема... Может он хочет что бы мама всегда была рядом... Я не против помочь и поухаживать за ребенком, но правильно ли это? Ольга.

 

Ольга, сначала обрисую ситуацию с самостоятельностью в целом. Я думаю, вы знаете, что обычно вместе с кризисом трехлеток возрастает число реплик малышей: “Я сам!”, “Я хочу!” и т.д. Пускай неумело, неуклюже, но ребенок, развивающийся в соответствии с возрастом, начинает входить в мир вещей, отношений с другими людьми (сверстниками, взрослыми) и активно с ними взаимодействовать.

Его распирает от гордости, что у него это ПОЛУЧАЕТСЯ, он – как мама или папа. И он продолжает пробовать новые грани свободы и самостоятельности. Идет копирование их действий. Если мама и папа поощряют эту активность, радуются самостоятельности и направляют деток в нужное русло (ведь активность сама по себе может быть разной: от продуктивной до разрушительной) – у ребенка формируется чувство уверенности в своих силах . У него есть и желание, и мотивация.

Но бывает и то, что эта “самость” выражена очень слабо, либо вовсе не проявляется. Нетрудно представить, как потом ребенку будет сложно в жизни, если с раннего детства львиную долю того, что он мог бы выполнить сам, делают родители. Нарушается принцип М. Монтессори: “Помоги мне это сделать самому”.

Почему это происходит? Приведу пять причин:

Родители излишне опекают своего ребенка (“уси-пуси, милый, я сейчас все сделаю, все покажу, принесу и т.д.”). В повседневных ситуациях не воспитывается умение преодолевать различные препятствия без помощи взрослого. Пример: не получается закрыть крышечку – психует, одежда не слушается – стоит дикий ор. Мама – папа прибегают и делают все сами. Ребенок доволен: “ага…”. Разное воспитание в саду и дома . В садике – дисциплина, тут права не покачаешь, а дома маму с папой или бабушку можно уговорить, пожаловаться, получить еще порцию внимания и сочувствия, и в итоге — ничего не сделать. А зачем? Мама-то на что? Со стороны взрослых идет много критики действий ребенка. “Ты все испортил!” “Ты не умеешь”. “На кого это похоже?!” и т.д. В итоге у крохи и желание, и мотивация испаряются, Не хватает времени и терпения на ребенка . Пример: годовасик пытается есть ложкой, но вместо этого размазывает по столу. У мамы нет терпения… Она отбирает ложку и кормит сама: “Так быстрее же будет, а то дождешься…”.

Это – основные причины, которые мешают естественному становлению важного чувства “Я сам! Я могу!" и развитию самостоятельности в целом.

В вашем случае, Ольга, нужно выяснить, какая у сына на самом деле причина нежелания делать что-то самостоятельно. Разовые отказы – это норма, со всеми бывает, когда не хочется что-то делать. Но если это происходит систематически, вам как бы посылается сигнал: нужно что-то изменить с учетом тех причин, которые были ранее указаны, в своем воспитании и общении с сыном.

И напоследок, чтобы научить ребенка самостоятельности (до 6 лет еще не поздно, т.к. с 6-7 лет уже начинается школьный период, возрастает нагрузка, уже сложнее), даем ребенку делать то, что он может сделать сам. Это дает возможность поднять самооценку, ребенок видит, что успешно справляется с данной задачей. Если в чем-то не получается – оказываем столько помощи по минимуму, сколько нужно в данной ситуации и сразу поощряем к самостоятельности: “Сейчас попробуй – у тебя получится!”.

А теперь к остальным: поделитесь в комментариях, есть ли у вас похожая ситуация и что вы делаете, чтобы скорректировать ее?

Еще можно почитать:

rss