Новая великая депрессия: какой будет будущая мировая валютно-финансовая система »медиагруппа Адвокат-Консалтинг

Новая архитектура мировой валютно-финансовой системы будет способствовать глобализации экономической деятельности, созданию единой мировой валюты и перехода от мира отдельных государств к миру отдельных государственных федераций и конфедераций.

Д Ават экономические прогнозы являются делом неблагодарным; давать прогнозы в условиях, когда меняется архитектура мирового финансового и валютной системы, является делом почти безнадежным, ведь, аналитики не влияют на действия и мотивы конкретных должностных лиц, принимающих решения.

Впрочем, стоит попробовать предоставить видение того, какой должна стать международная валютно-финансовая система, чтобы исключать повторения подобных кризисов, а затем, попробуем спрогнозировать, какие решения скорее всего примут ведущие страны мира в ближайшей перспективе.

Совершенно очевидно, что рост стоимости активов, которое прекратилось в июле 2007 года, стало возможным из-за несоответствия количества денег, находящихся в обращении на рынках ведущих стран мира, реальной товарной предложения в этих странах.

Именно поэтому происходили процессы инфляции активов - излишняя денежная масса "гонялась" за ограниченным количеством товаров на фондовых рынках, рынке недвижимости, финансов и т.п., приводило к необоснованному росту цены соответствующих активов.

Итак, для того чтобы сделать невозможным повторение подобной инфляции активов в будущем, нужно восстановить связь между количеством денег в обращении и уровнем материального производства в стране.

Возвращение к классическому определению денег как эквивалента созданной обществом добавленной стоимости является, по мнению автора, первым столпом новой мировой валютно-финансовой архитектуры. Каждая страна, включая, прежде всего, ведущие страны мира, имеет тщательно подсчитать количество денег в обращении и уровень производства материальных товаров и критических услуг, причем перечень таких товаров и критических услуг должен быть одинаковым для всех стран мира.

После подсчета нужно стерилизовать из обращения деньги, которые обслуживают некритичны для общества услуги, и эмиссионные, необеспеченные деньги - "подчистить" монетарную базу. Очевидно, что большинство центральных банков имеют достоверную информацию о монетарную базу в своей стране и могут ее регулировать.

Основная сложность заключается в составлении перечня эквивалентных товаров и услуг, ведь именно здесь ведущие страны постараются "завысить" собственно ВВП из-за применения коэффициентов качества продукции или включения в перечень максимально большого количества услуг и тому подобное.

Именно поэтому, задача составления такого перечня должен получить как можно более независима от ведущих стран наднациональная организация, которую, возможно, нужно создать с чистого листа. Ведь ни МВФ, ни МБРР, или СМР не достаточно независимыми от влияния ведущих стран мира. Распределение мест в такой новой учреждении имеет примерно поровну распределяться между ведущими странами и развивающимися странами.

Вторым столпом новой архитектуры должно стать создание новой денежной единицы, которая будет иметь единственную функцию - накопление добавленной стоимости, то есть, функцию резервной валюты.

Такая валюта не может быть национальной валютой одной страны, поскольку тогда не исключены повторения современного кризиса - она ​​или принимается в оборот во всех странах одновременно - это утопично на данном этапе развития глобализации, или емитуватиметься определенным наднациональным институтом, назовем его условно, Международный эмиссионный банк ( МЭБ) под реально созданную странами мира добавленную стоимость.

Эта резервная валюта не может базироваться на объемах материального производства только одной страны, объем ее эмиссии должен определяться на основании равной доли ВВП каждой страны мира. Допустим эта доля составит 0,25% ВВП и депонуватиметься в МЭБ ежегодно, причем страна-депонент одновременно вынимает денежный эквивалент этой доли ВВП с внутреннего монетарного обращения, для того, чтобы не создавать инфляции.

Фактически, это можно назвать налогом на резервную валюту, который собирает международная организация, которая будет действовать в интересах всех и каждой страны. Возникает вопрос, а каким образом определить стоимость в резервной валюте, например, доллару США и китайского юаня? Сколько единиц резервной валюты должна получить США и Китай по депонирования 0,25% ВВП?

В идеальном случае нужно зафиксировать курсовые соотношения между валютами на момент создания МЭБ подобно фиксации курсов европейских валют при создании ЕЦБ, но это вряд ли возможно с геополитической точки зрения в начале существования новой системы.

Итак, курсы всех национальных валют по отношению к новой резервной валюты скорее всего будут оставаться гибкими. Именно поэтому такая резервная валюта должна иметь определенный общепринятый для абсолютно всех людей - как для китайцев, так и для американцев - стоимостный эквивалент - таким эквивалентом не могут стать ни золото, ни бриллианты, поскольку они не являются критически необходимыми для существования человека.

Что имеет критическую ценность для продолжения физического существования каждого человека, независимо от его возраста, расы, материального достатка? Это базовые вещи - вода, воздух, калории питания, енергокалории тому подобное. Без этих базовых товаров никто не сможет существовать, следовательно, каждый человек, особенно во время кризисных ситуаций хочет иметь достаточно таких базовых товаров как тепло, пища, вода для того, чтобы обеспечить физическое существование себя самого и своей семьи.

Именно поэтому, стоимость единицы резервной валюты должна определяться в эквиваленте калорий пищи или тепла, литрах воды или кубометрах воздуха для того, чтобы человек или государство, которое имеет такую валюту в авуарах, всегда могла обменять ее в любом уголке мира на определенное количество критических материальных ценностей.

При этом подходе будет возникать разницы в оценке стоимости резервной валюты в разных странах мира, ведь меняя национальную на резервную валюту от МЭБ, страна-экспортер тем самым вкладывает свое национальное богатство в критические для существования населения товары, которые всегда будут востребованы в остальных странах мира , а не в необеспеченные «бумажки» государства-импортера с неизвестной судьбой их последующего покрытия реальными товарами.

Третьим столпом новой архитектуры должно стать создание двухуровневой платежной системы - выполнение МЭБ роли "банка для государств", то есть клиринговой и кредитной деятельности в резервной валюте, и выполнения национальными центральными банками привычных функций клиринга в национальных валютах.

Учитывая современное развитие коммуникаций, считаем, что МЭБ сможет создать глобальную платежную систему и уверенно проводить платежи в резервной валюте (клиринг) 24 времена в день 7 дней в неделю.

По новой архитектуры, особенно в первые 3-5 лет, мировая диспропорция в производстве материальных ценностей будет сохраняться и в соответствии страны-нетто импортеры постоянно тратить свою судьбу резервной валюты на счетах в МЭБ.

Так, например, когда компания-импортер с США при заказе китайской продукции заключает цену в резервной валюте, она приобрести ее в МЭБ за доллары США. Китайская компания-экспортер получать резервную валюту, но ей нужны юани, для того, чтобы расплатиться с рабочими и поставщиками, следовательно, она будет продавать резервную валюту за юани.

Чем больше американских компаний покупать резервную валюту за доллары США для импорта из Китая, тем больше долларов нужно будет отдать за единицу резервной валюты, ведь спрос рождает лишнюю предложение долларов США и доллар девальвирует по отношению к резервной валюты.

В то же время, из-за значительной предложение резервной валюты со стороны китайских экспортеров все меньше юаней можно будет получать от МЭБ за свою резервную валюту. На балансе МЭБ это будет выглядеть как увеличение активов в долларах США и уменьшение активов в юанях при неизменном количестве пассивов, то есть резервной валюты.

Если девальвация доллара не поможет, при уменьшении суммы юаней, или увеличении суммы долларов США, в активах МЭБ до критического уровня, который МЭБ должен определить в своем устава, МЭБ должен проводить консультации с соответствующими странами по преодолению такой ситуации и может предоставить кредит в резервной валюте на определенных условиях.

В идеале, страна нетто-импортер должна использовать такой кредит на преодоление структурного дефицита в среднесрочной перспективе. Страна нетто-экспортер может использовать избыточную резервную валюту путем ее обмена на национальную: таким образом пополняя запасы национальной валюты в МЭБ для улучшения уровня жизни внутри страны.

Конечно, кроме товарных потоков существовать и другие операции между странами, которые могут определенным образом смягчать товарные диспропорции. Так, например, многие китайцы захотят получить обучение в престижных университетах и ​​бизнес-школах США или приобрести недвижимость во Флориде для отдыха.

Но, главное, не допускать воспроизведения финансовой пирамиды и раздувания мыльных пузырей на рынках товарных и финансовых активов в стране нетто-импортере.

Четвертым столпом новой архитектуры должен стать более жесткое регулирование мировых финансовых и товарных рынков с целью запрета финансовых спекуляций и возвращение мировым рынкам их основной функции места для обмена активов на деньги, а не функции престижного казино.

Так, например, нужно запретить практику заимствования и продажи акций (шорт-селинг), которая используется спекулянтами для создания панических настроений среди остальных участников рынка и искажает реальную рыночную стоимость акций.

Нужно полностью изменить практику определения цены на сырьевые товары на основании ожиданий спекулянтов, которые даже не знают как выглядит нефть! Только производители сырьевых товаров, физически добывают их, должны иметь право заключать контракты на бирже с промышленными потребителями, которые нуждаются в этих товаров для собственного производства.

В ходе торгов между реальными участниками рынка будет определяться рыночная цена, а дальше уже финансовые инвесторы, которые не обладают физически сырьевыми товарами и хотят поиграть на ожиданиях, могут принимать такую ​​фактическую цену за основу и создавать отдельную "лотерею" для себя и себе подобных на отдельной бирже . Возможно действительно нужно создать отдельную территорию для финансовых спекуляций, некий, "финансовый Лас-Вегас"?

Надзорные функции над мировыми товарными и фондовыми рынками могут быть переданы государственным учреждениям и правила должны быть унифицированы.

Какие преимущества для экономики несет в себе предложена новая архитектура мировой валютно-финансовой системы?

Во-первых, эта система лишает правительства и центральные банки стран мира в одностороннем порядке принимать решения об эмиссии национальной валюты, обеспеченной материальным производством. Инфляция имеет существенно приостановиться в большинстве стран мира.

Во-вторых, новая валютно-финансовая система будет стимулировать материальное производство и научно-техническую революцию, ведь, обеспечить высокий уровень жизни и национального богатства можно будет только за счет выпуска новых товаров и услуг, интересных для остальных стран мира, а не за счет построения финансовых пирамид.

В-третьих, наконец деньги - единственная резервная валюта - станут ассоциироваться у людей с действительно критическими товарами, а не золотом или бриллиантами, что создает качественно новое наполнение понятия "деньги". Это сориентирует расходования человеческой энергии на очистку воздуха и воды, поиск новых источников энергии, производства качественной пищи и т.д., что в целом должно улучшить общий уровень жизни на планете.

В-четвертых, развивающиеся страны, благодаря их материальному производству, наконец смогут занять достойное их место в мировых экономических рейтингах, что будет способствовать улучшению уровня жизни в этих странах, искоренению бедности.

В-пятых, новая система создаст условия для перехода к единой мировой валюты, откроет новые возможности для развития конкуренции, дальнейшей глобализации, построения действительно единой экономической системы мира.

Почему эти предложения на данном этапе выглядит не столь утопичны как 2-3 года назад? Автор считает, что события, которые уже произошли в 2007-2008 годах в мировой экономике и в настоящее время продолжают свою динамику способствовать развитию дискуссий по изменению мировой валютно-финансовой системы.

Первым существенным толчком в расширении регулирования финансовой деятельности станет национализация большинства ведущих коммерческих и инвестиционных банков США, Великобритании, Европы, Японии - этот процесс постоянно разворачивается через быструю и существенную дефляцию банковских активов, что происходит на этих рынках.

Прежде всего это будет происходить в США и Великобритании, в меньшей степени в Японии и ЕС, где банки традиционно занимались кредитования экономики, а не фондовых и сырьевых рынков.

Дефляция активов "съедает" капитал банков, ведь, обязательства перед вкладчиками остаются, а активов уже не хватает, чтобы их полностью покрыть - банки становятся техническими банкротами и могут обслуживать вкладчиков и кредиторов только за счет государственных вливаний. Это, кстати, стратегически удовлетворяет американский, британский, европейский капитал, как было показано выше.

После рекапитализации банков ведущие государства мира будут рычаги для навязывания жесткого регулирования банковской деятельности и ограничения операций с определенными видами финансовых инструментов.

Обладая ключевыми пакетами в крупнейших банках, государства вряд ли захотят отдавать контроль и скорее всего будут пытаться объединить экономику и политику - создадут новые наднациональные институты, основания для появления новой резервной валюты и тому подобное.

Остальные страны, как показывает практика, скорее всего следовать за лидерами мира. При выстраивании новой архитектуры ведущие страны должны сознательно отказаться от несправедливых "гандикапов" в виде неправомерно высокого ВВП или использования национальных валют как резервных валют, поскольку новая система в таком случае нести тех же недостатков, что и существующая.

Создание новой архитектуры мировой валютно-финансовой системы будет проходить, по мнению автора, в два этапа. На первом этапе (2009-2011 годы) ведущие страны мира будут пытаться сохранить существующую систему гибких курсов и доллар США и евро как основные резервные валюты.

Дальнейшие банкротства банков и корпораций приведут к необходимости новых государственных вливаний в экономику для рекапитализации / национализации банков, инфраструктурных проектов и тому подобное. Государства создавать "плохие банки", куда сливать убыточные активы, и "зачищать" балансы банков и корпораций.

-За большого количества конъюнктурных вливаний, государственные бюджеты ведущих стран мира будут достигать невиданных дефицитов (10-20% ВВП). Триллионные бюджетные расходы ведущих государств мира - для чего они будут печатать необеспеченные товарами доллары, евро и фунты, в первую очередь, направлены на поддержку "раздутой" цены активов, чем реального сектора экономики, следовательно, процесс дефляции активов будет продолжаться до конца 2011 года.

Из-за значительных инъекции необеспеченных товарами денег мировая валютная система подвержена значительной волатильности - ежедневные колебания курсов основных валют в 3-5% будут на повестке дня. Поэтому в конце концов никто точно не будет знать, каким является "справедливый" курс каждой отдельной валюты - в таких обстоятельствах цены на драгоценные металлы вырастут в 3-5 раз по сравнению с уровнем в начале 2009 года.

Когда процесс национализации банковской системы и частично промышленных предприятий, то есть перераспределение капитала из рук иностранных владельцев в руки американских, британских и европейских капиталистов, в основном завершится, начнется второй этап построения новой финансовой системы.

Примерно с 2012 года основные институты которой будет сформирован и запущен в действие после 2015 года.

Трудно предсказать, какой именно путь выберут лидеры ведущих стран, но можно предположить, что в новой архитектуре будут предусмотрены:

- жестче государственное / наднациональное регулирование мировых рынков;

- создание резервной валюты, стоимость которой будет выражать созданную добавленную стоимость в экономике не одной, а целого ряда стран мира (резервный пул)

- существование "национальных банков-чемпионов" в каждой ведущей стране, которые будут принадлежать государству и контролировать до 25% процентов локального банковского рынка - крупным банком легче управлять.

В целом новая архитектура мировой валютно-финансовой системы будет способствовать дальнейшей глобализации экономической деятельности, созданию единой мировой валюты и в геополитическом плане перехода от мира отдельных государств к миру отдельных государственных федераций и конфедераций.

по материалам "Экономическая правда"

Возникает вопрос, а каким образом определить стоимость в резервной валюте, например, доллару США и китайского юаня?
Сколько единиц резервной валюты должна получить США и Китай по депонирования 0,25% ВВП?
Что имеет критическую ценность для продолжения физического существования каждого человека, независимо от его возраста, расы, материального достатка?
Возможно действительно нужно создать отдельную территорию для финансовых спекуляций, некий, "финансовый Лас-Вегас"?
Какие преимущества для экономики несет в себе предложена новая архитектура мировой валютно-финансовой системы?
Почему эти предложения на данном этапе выглядит не столь утопичны как 2-3 года назад?